Среди огромного количества банков, предлагающих свои услуги, важно найти «свой», но чтобы это сделать – необходимо понять, какие проблемы характерны для взаимоотношений «банк-клиент» и руководствуясь полученными знаниями, разработать модель поведения. Не тоит бояться быть «придирой» при составлении и изучении документов. Не давайте повода банку обвинить вас в легкомысленном подходе к кредиту. Получение и оформление ипотечного кредита – это процесс, после которого возникают длительные отношения с банком, способные ухудшить дальнейшую жизнь. Банки предъявляют претензии к должникам, клиенты предъявляют требования к банку, выясняя – «кто виноват?».
Этап первый: предварительные переговоры.
Вы решили взять кредит и заключить договор ипотечного кредитования. Ваши друзья, враги, тёща или свекровь (что приравнивается ко второму пункту 😉 )посоветовали вам обратиться в банк, потому что «мы про него слышали, он – классный». Звонок в банк, встреча назначена на точное время, а затем, при посещении офиса банка, выясняется, что и специалист банка с вами уже далеко не так вежлив, как это было по телефону и встреча начинается с задержкой на полчаса. Дальше-больше и выясняется, что банк отказывает вам, не объясняя ничего и вы, уже знакомые с нашей статьёй о скоринге, думаете, что просто не прошли эту процедуру и теперь путь для получения ипотечного кредита вам закрыт.
Не стоит заблуждаться, всё не так как кажется, а вот навести справки о банке в открытых интернет-ресурсах, перед посещением банка или другой кредитной организации, стоит. Для начала, всего-то, стоит почитать форумы или рекомендательные статьи на тему ипотеки и банков, предоставляющих эту услугу, а так же отзывы на тему обслуживания в банке, причём, читать серьёзно, не поддаваясь эмоциям. Если пользователь форума пишет, что не пойдёт больше в некий банк потому что: «Операционист мне искусственно улыбнулась», – это не тот отзыв, что вам нужен. Обратить внимание следует на то, вовремя ли началась встреча, подробно ли были объяснены условия ипотечного кредита, охотно ли отвечали на вопросы. Не стоит забывать об официальных сайтах банков, зачастую, исчерпывающие вопросы по первоначальной консультации можно узнать оттуда. Например, занимается ли банк ипотечным кредитованием, а если занимается – то все ли граждане могут воспользоваться этим видом кредита. Дело в том, что есть «профильные» банки, в качестве примера подходит «ТрансКредитБанк» – банк, учредителем которого является ОАО «Российские железные Дороги», соответственно, кредиты банк предоставляет различным категориям населения, но ипотечная программа разработана лишь для «железнодорожникам». Если приходит «человек с улицы» – ипотечный кредит ему будет выдан не потому, что система скоринга отбраковала его, а лишь потому, что обслуживание не работников железной дороги – не ведётся.
Кроме того, информацию, получаемую при личной встрече с сотрудником банка, можно проверить не только на сайте банка, но и позвонив по «горячей линии» банка.
Этап второй: рассмотрение документов для оформления ипотечного кредита.
Итак, вы устраиваете банк – банк устраивает вас. Вы решаете брать кредит только здесь и нигде более. Далее начинается поход за документами и эпопея по предоставлению их в данную кредитную организацию. Не следует путать менеджера по кредитам, работающего с вами и того, кто непосредственно будет исследовать ваши бумаги и принимать решение по ним. Менеджер будет с вами предельно вежлив, корректен и мил – это его работа, этому его обучали: привлечь клиента, а не оттолкнуть. Но только на основании этого не следует думать, что оформление ипотечного кредита – это просто и перспектива получения кредита радужна. Аналитик кредитного отдела – это совершенно другой человек, реально отвечающий за «качество» заёмщиков, за их платёжеспособность и ответственность. Т.е., его работа не располагает к прекраснодушию, возможно, что даже после подачи первоначально заявленных документов, от вас попросят ещё справок и свидетельств.
Есть и другой нюанс. Работники банка, как и обычные люди, случается, болеют и уходят в отпуск, а их дела и обязанности – не всегда передаются его коллегам, поэтому, принесённые вами документы – могут просто пролежать и пройдёт срок их действия, а посему – придётся снова их собирать.
Выход здесь только один: проявлять активность и не забывать звонить в банк, спрашивать о ходе рассмотрения ваших документов. Возможно, это кажется навязчивым, но с другой стороны – это демонстрация серьёзных намерений сотрудничать с банком, взять кредит.
Есть и ещё один выход: обратиться за помощью к специалистам – к кредитному брокеру. Кредитный брокер сэкономит вам время, нервы и, бывали случаи, деньги.
Этап третий: сделка.
Сделка, т.е., сделка купли-продажи квартиры или другой недвижимости, а вместе с этим параллельное подписание кредитного договора – самый важный и желанный момент. Какие здесь могут быть подводные камни? Практически никаких, если банк – добросовестный, но, бывает и такое, что при всей замечательной репутации, бывают некоторые негативные моменты. Так вот, имейте в виду, что вы должны быть ознакомлены с договором и его условиями ещё до заключения сделки. Вы имеете право попросить его изучить, т.е., попросите менеджера распечатать его для вас или же попросите выслать его на электронную почту, чтобы в спокойной обстановке изучить его, проанализировать и выискать «подводные камни», если таковые имеются, ознакомиться с условиями и всеми цифрами, содержащимися в договоре. Не должно быть такого, что читали вы один договор, но вдруг, при получении кредита, подписываете совершенно другой.
Всё дело в вас и вашей внимательности.
Этап четвёртый: выплаты – считаем, запоминаем, документируем.
Вот и начался период в жизни, когда заёмщику нужно будет платить.
Вот здесь есть пара правил, которые следует запомнить и постоянно пользоваться. Во-первых, всегда платить следует вовремя, максимум – за пять дней до крайнего срока. Дело в том, что процессинговые услуги занимают определённое время, от трёх до пяти дней, поэтому, вам кажется, что внесли сумму вовремя, гася кредит, но у банка на счёте, она появится не сразу. Во-вторых, если вы пользуетесь не услугами операциониста, для гашения кредита, а банкоматами, который в качестве подтверждения выбивает вам чек – не просто храните этот чек, а предварительно его сфотографируйте, так, чтобы все данные были чётко видны и читались. Зачем нужно это делать? Термо-лента, используемая в банкоматах, выгорает на чеке уже через месяц, даже если хранится в идеальных сухих условиях и темноте. Если случится некий инцидент и ваши деньги из-за некоего сбоя не попадают на счёт, предназначенный для гашения кредита или случается что-то ещё и вам говорят, что за вами задолженность – вы можете предъявить чек, как подтверждающий документ. Но, если он выгорит – у вас нет никаких доказательств. Подстрахуйтесь и попробуйте сохранить чек путём его фотографирования.
Этап пятый: просрочки.
Банально, но – просрочек не допускать!
Если возникает проблема с выплатой за месяц, лучше самому сразу же идти в банк и оповестить его о возникших проблемах, многие банки идут навстречу, особенно если до этого момента всё было гладко в выплатах вами банку.
Этап шестой, заключительный: завершение выплат.
Казалось бы, нет ничего радостнее и проще – вы готовы попрощаться с банком, вы выплатили ипотечный кредит. Может быть даже произошло досрочное погашение ипотечного кредита – а здесь следует быть ещё внимательнее. Возьмите все документы, которые вам предоставит банк и храните их ближайшие лет пять, а ещё лучше – десять. Не так часто это происходит, но возможны накладки, какая-нибудь недоплаченная копейка и т.п. и вот к вам снова в дверь стучат сотрудники банка и говорят о том, что вы им должны и накапал большой процент в виде штрафа. Продемонстрируйте тогда наличествующие документы, раз сам банк оповестил вас, что вы ему ничего не должны – ошибки банка на копейку, вас не должны касаться.
В оформлении ипотечного кредита и последующей «жизни с ипотекой» совет один – будьте бдительны!